ДРАГОЦЕННАЯ ЛЮБОВЬ

Драгоценная любовь

 

                 Калужский Театр юного зрителя живет и трудится ныне прямо-таки в юношеском темпе. Казалось бы, вот только что он гастролировал по Беларуси и России – выступал в Бобруйске, Могилеве, Йошкар-Оле. И в Калуге осваивались им новые для него сценические площадки – в культурно-развлекательном центре КЗТА «Орион», в Инновационно-культурном центре. Заодно с этим готовилась и состоялась премьера спектакля «Музей исчезнувших вещей» (по пьесе замечательного калужского писателя Андрея Убогого).

DSC 5091

          А уже вскоре, 3 декабря, спектакль этот был показан на сцене московского театра «На Покровке» – в рамках финала Международного театрального фестиваля «Золотой Витязь». Надо ли объяснять, что уже само по себе это выступление было для нашего молодежного театра событием экстраординарным? Тем более что в переполненном зрительном зале присутствовало немало приметных и влиятельных деятелей столичного искусства – в первую очередь, конечно же, театрального. И среди них – сам Николай Петрович Бурляев, народный артист России, легенда отечественного кинематографа.

          Выступление калужан имело несомненный успех. Свидетельство тому – не только те дружные аплодисменты, которыми было оно встречено, не только те добрые, хвалебные слова, которые прозвучали во время обсуждения спектакля. Случилось нечто совсем уж невероятное: калужский Театр юного зрителя был награжден Золотым дипломом Международного театрального фестиваля «Золотой Витязь» - за постановку спектакля «Музей исчезнувших вещей». И 10 декабря награда была вручена главному режиссеру ТЮЗа Михаилу Визгову, поставившему этот спектакль.

Это очень высокая награда. Она – четвертая по значимости среди шести высших наград в самой, пожалуй, главной номинации этого театрального конкурса. А ведь в нем самое непосредственное участие приняло около сотни российских и зарубежных театров, принципиально следующих традициям классической русской художественной культуры.

Пожалуй, после столь большого успеха естественно было бы перевести дыхание, хотя бы чуть-чуть расслабиться. Но нет же – 20 декабря состоялась еще одна тюзовская премьера. На сцене клуба «Орион» - спектакль «Пастушка и Трубочист» (инсценировка  Ф.Рожкова по мотивам сказок Г.Х.Андерсена)., поставленный Михаилом Визговым.

DSC 4386

И вот что удивительно - премьерный этот спектакль выделан тщательно, ювелирно тонко. Нет в нем ни малейших следов спешки и усталости, столь, казалось бы, естественных и простительных в нынешних условиях.

Уже сама драматургическая конструкция спектакля подобна старинной шкатулке «с секретом». В основное сценическое действо, главные герои которого – фарфоровая Пастушка и игрушечный Трубочист, встроен «спектакль в спектакле» о Принцессе на горошине. Две сказки не сливаются, а сочетаются – как смысловые созвучия, гармонично, но многосложно вторящие друг другу.

Высчитан и взвешен весь строй спектакля. Он сработан крепко и точно. Чуть ли не на балетный манер выверен каждый шаг, каждый жест сказочных персонажей. Как ни живо и пластично играют тут актеры, еще важнее то, что они постоянно демонстрируют высочайшую актерскую дисциплину. А это ведь, пожалуй, основа настоящего актерского мастерства.

Да, спектакль слажен, гармоничен и, попросту говоря, красив. Но, конечно же, не о красивости я веду здесь речь, а об истинной красоте, многоумной, содержательно глубинной.

Содержание этой театральной сказки – богатое. Тут много чего замешано – и забавного, и грустного, и даже трагического.

Фарфоровая Пастушка мечтает о принце. А становится невестой Трубочиста. Правда ведь, подобное часто бывает и в самой настоящей жизни?

Вместе с Трубочистом она пытается сбежать из своего мирка в безбрежность мира – и в испуге возвращается обратно, на любимый столик, к любимому зеркалу. Тоже ведь до боли знакомый житейский сюжет.

Да, сказка эта – о вполне реальных основах и смыслах жизни человеческой. И прежде всего – о любви.

И что из того, что эта любовь вроде бы как игрушечная. Она тут – драгоценна. Она прекрасна – как старинный фарфор. И почти что вечна – не так ведь уж часто разбиваются фарфоровые фигурки.

И еще об одном обстоятельстве стоит упомянуть особо. Столь крепко выделанный спектакль преисполнен – поэзии. А ведь даже самые мастеровитые произведения искусства не так уж и часто обретают это замечательное свойство – особенно когда дело касается такой громоздкой художественной махины, как театральное действо. Но вот ведь – случилось!

Владислав Ходасевич, замечательный мастер и знаток поэзии, некогда написал о «вдумчивом лиризме» театра Станиславского. Мне думается, удивительно емкие эти слова определяют и суть нового спектакля Михаила Визгова.

Спектакля поэтичного, светлого, мудрого.

А 22 декабря открылась областная Рождественская выставка детского творчества «Христос рождается, славьте!». Нынешняя экспозиция, уже 41 по счету, представлена на этот раз в КРЦ «Орион» (некоторая часть рисунков, впрочем, представлена еще и в витринах ТЮЗа). Но организаторы выставки – те же, что и прежде: работники Театра юного зрителя.

Как и сам ТЮЗ, выставка эта – для всех. В том смысле, что участвовать в ней может любой мальчишка, любая девчонка. А тем не  получилась эффектная, нарядная, праздничная. Некоторые же экспонаты прямо-таки гениальны. Дети ведь много талантливее нас, взрослых.

DSC 3790DSC 3805DSC 3815

DSC 3843DSC 3936

И, как изначально повелось, открыл Рождественскую выставку Митрополит Калужский и Боровский Климент. Участником вернисажа стал и городской голова Д.О.Разумовский. Были тут, конечно же, и другие официальные лица. А вот чего не было, так это официоза. Вернисаж был задушевным. Как обычно. Как всегда.

А предновогодним подарком юным художникам стал спектакль ТЮЗа. Тот самый, о котором только что шла речь: «Пастушка и Трубочист».

И, право же, это был очень хороший подарок. Юные художники очарованными глазами смотрели на чудесное театральное действо, сотворенное для них, для всей калужской детворы, Театром юного зрителя.  

 

Владимир Обухов

Яндекс.Метрика
© 2019 Калужсий Театр Юного Зрителя. Все права защищены.